Крупнейшие русские музеи покажут на выставке в Лондоне шедевры авангарда

© . Владимир ВяткинПерейти в фотобанк

ЛОНДОН, 9 авг – , Ирина Чумакова. Королевская академия искусств Великобритании в феврале 2017 года проведет масштабную выставку, посвященную 100-летию революции 1917 года. Полотна для экспозиции, в том числе Малевича, Кандинского, Шагала, предоставят крупнейшие российские музеи – Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, а также частные коллекционеры.

© . Максим БлиновПерейти в фотобанкКремль откроет новые достопримечательности и возможности для посетителей»Выставка «Революция: Российское искусство 1917-1932″ откроется в Королевской академии искусств в феврале следующего года», — рассказал представитель организаторов проекта.

Экспозиция, отметил он, будет освящена периоду с 1917 года, когда произошла февральская революция и до 1932 года, когда Сталин начал борьбу с авангардом.

В общей сложности на выставку будет привезено 200 работ, в числе которых картины, фотографии, плакаты, скульптуры, фильмы и фарфор, в том числе декоративные тарелки с лозунгами того времени. Многие из экспонатов никогда ранее не выставлялись в Великобритании.

Посетители смогут увидеть полотна хорошо известных всему миру представителей российского авангарда таких, как Шагал, Кандинский, Малевич и Татлин, а также работы представителей соцреализма – Дейнеки, Мухиной, Бродского и Самохвалова.

Перекличка эпох

«Изначально эта выставка была вдохновлена выставкой 1932 года, которую известный историк и искусствовед Николай Пунин организовал в Русском музее», — рассказала в интервью профессор истории русского искусства Института искусства Курто, независимый куратор выставки Наталья Маррей.

Легендарная выставка 1932 года, посвященная 15-летию революции, собрала около трех тысяч лучших произведений живописи, графики и скульптуру того времени. Гигантская экспозиция занимала сто залов Русского музея и стала символом значительной либеральной передышки того времени, вслед за которым последовали гонения на авангард.

«Когда я писала биографию Пунина, я решила, что здорово будет сделать выставку, которая также будет включать художников всех художественных движений, а не только как обычно – отдельно авангард, отдельно – соцреализм. И я надеюсь, что это будет знаковая выставка, посвященная искусству революции», — поделилась Маррей.

«И в этом тоже будет революционная роль нашей выставки, что мы сможем показать нашей аудитории все богатство художественных направлений, и того, что было создано в это время», — сказала куратор.

По ее словам, британская сторона также высказала заинтересованность расширить число художников, которые были представлены на выставке 1932 года.

«Британская сторона выразила пожелание, чтобы на выставку были привезены Кандинский и Шагал. В 1932 году их, конечно, не было на выставке в Русском музее, потому что они уже жили в Германии и во Франции. И мы расширили концепцию нашей выставки, потому что мы не лимитированы цензурой, которая была. Мы можем показать все, что мы хотели, показать все, что происходило в это время, насколько возможно», — отметила Маррей.

Работы Малевича впервые вместе за почти 100 лет

Проект Королевской академии искусств ценен еще и тем, что впервые с 1932 года соберет вместе более 30 работ Казимира Малевича и воссоздаст его собственную задумку того, как полотна должны быть представлены в рамках экспозиции.

«Мы хотели воссоздать зал Малевича, который он сам курировал на выставке 32-года в Русском музее, это никогда не воплощалось после, и это будет интересный проект, потому что в зале (в Русском музее) Малевич показывал его ранние и поздние работы. И мы воссоздаем этот зал именно так, как его видел Малевич. Очень интересно будет посмотреть на творчество Малевича с его точки зрения», — подчеркнула Наталья Маррей, добавив, что тогда задумке Малевича относительно того как должны быть представлены его собственные работы не дали воплотиться.

«Нынешние кураторы никогда бы не повесили его супрематические работы рядом с более поздними, крестьянами и так далее», — добавила она.

«Конечно Малевич всегда самый дорогой, но кроме того – Шагал, Кандинский – тоже очень дорогие работы, которые редко вывозятся из России. Поэтому мы были очень благодарны Русскому музею, когда они предложили нам такого знакового Шагала и Кандинского», — добавила Маррей, говоря о самых лучших работах предстоящей экспозиции.

Петров-Водкин как открытие для Запада

На вопрос о том, какие работы будут впервые привезены в Великобританию, Наталья Маррей рассказала, что «такие имена, как Павел Филонов и Кузьма Петров-Водкин известны каждому русскому человеку, в то же время в Великобритании их никто не знает, кроме специалистов».

«И так как все картины Филонова находятся в русских музеях, кроме некоторых рисунков, которые находятся в частных коллекциях, его имя совершенно не известно, то есть это будет открытие для западной аудитории. Также как и Петров-Водкин, которого здесь никто не знает, потому что в основном все его произведения находятся в России и если люди не были в России, они никогда не увидят его работы. И это тоже, наверное, будет открытие для западной аудитории», — сказала Маррей.

«Мы специально посвящаем целый зал Петрову-Водкину, чтобы показать его талант и уникальность», — добавила она.

Выставки должны поднимать вопросы, но не всегда отвечать на них

Экспозиция также будет разделена на различные тематические блоки, связанные с моментами истории Советского союза того времени. Блок «Салют вождю» будет посвящен произведениям, рассказывающим о приходе Ленина к власти, его последующем культе. Раздел «Человек и машины» сфокусируется на трудовых подвигах пролетариата, запечатленных как на картинах, так и на фотографиях и в фильмах. «Судьба крестьян» расскажет о влиянии коллективизации на традиционную сельскую жизнь. Раздел «Вечная Россия» — о том, как образы старой России вопреки революционным временам сохранялись как символы национальной идентичности. Всего будет представлено семь тематических разделов.

© . Сергей ПятаковПерейти в фотобанкВалом повалят: пять причин встать в очередь на Айвазовского»Абстрагироваться от политики, когда мы показываем искусство того времени, полностью не возможно, потому что мы начинаем с февральской революции, о которой никто не знает, и потом мы показываем такие знаковые события, как смерть Ленина, переход власти Сталину. То есть, конечно, мы должны рассказать всю историю того, что происходило в эти 15 лет, но в то же время мы хотим концентрироваться на искусстве и называть черное черным, а белое белым. Я считаю, что выставки не должны отвечать на все вопросы, они должны поднимать вопросы и уже давать зрителю возможность подумать», — сказала Наталья Маррей.

Вопрос гарантий

Отвечая на вопрос предоставления гарантий Великобританией, учитывая мировую ценность российских картин, куратор рассказала, что все соответствующие гарантии были предоставлены.

По ее словам, Королевская академия искусств зарегистрирована в системе закона, предоставляющего иммунитет от конфискации.

«Закон был принят во время выставки, которая происходила в Академии в 2008 году. Она называлась From Russia и включала в себя импрессионистов и постимпрессионистов из Эрмитажа и Пушкинского музея, а также русское искусство, на которое эти художники повлияли. Вот тогда Эрмитаж не хотел привозить никакие работы, особенно из коллекции Щукина и Морозова, которые всегда наследники пытаются вернуть, без принятия этого закона. Закон был принят буквально за несколько недель, что никогда ранее не происходило в британском парламенте», — рассказал Маррей.

Поэтому, подчеркнула она, «у Академии есть эта государственная гарантия, которой достаточно для того, чтобы привести любые работы сюда».

«И мы гарантируем, что они вернутся обратно в Россию», — добавила Маррей.

Выставка откроется 11 февраля и продлится до 17 апреля.