Участница «Луны-2015»: никакого сексизма во время опыта мы не ощутили

© . Владимир ПесняПерейти в фотобанк

МОСКВА, 1 авг – . Участница программы «Луна-2015» Полина Кузнецова и пресс-секретарь Института медико-биологических проблем РАН рассказали о том, как проходил уникальный «женский» эксперимент по имитации полета на Луну, о полученном девушками признании на международном уровне и о том, прав ли был Марк Уотни в «Марсианине», выращивая картошку.

В октябре-ноябре прошлого года в Институте медико-биологических проблем РАН прошел эксперимент «Луна-2015», в рамках которого шесть девушек-сотрудниц института, вызвавшихся участвовать в  нем добровольно, провели девять дней внутри обновленного модуля «Марс-500», имитируя полет к Луне.
Целью этого «полета» была проверка того, как человеческий организм, и в особенности иммунитет, реагирует на изоляцию и жизнь в замкнутой обстановке, а также тестирование новых систем «космической» диагностики здоровья и психологического состояния космонавтов на борту МКС и более далеких экспедиций в космос.

На минувших выходных одна из участниц этой программы, психолог Полина Кузнецова, и Олег Волошин, пресс-секретарь института и участник многих других экспериментов по изоляции и «погружению в космос» на Земле, провели встречу с публикой в Мультимедийном музее Москвы, где они рассказали об итогах «Луны-2015» и ответили на вопросы журналистов и слушателей.

Женская звездная «Федерация»

Одним из главных итогов этого эксперимента, помимо его научных результатов и резонанса в западных СМИ, связанных с неправильным пониманием слов Сергея Пономарева, руководителя «Луны-2015», стало то, что подобные опыты и сам женский экипаж стал привлекать внимание коллег из-за рубежа, интересующихся опытом девушек, переживших уникальный «полет на Земле». Кроме того, российских специалистов из космической отрасли.

«Сейчас американское Марсианское общество создает базу в пустыне Юта, с которым мы налаживаем контакты. Этой осенью оно организует экспедицию, в которой будет принимать участие одна девушка из России в качестве испытателя – она будет проводить программу психологических исследований, разработанную в нашем институте, и рассказывать вместе с Олегом [Волошиным] о нашем проекте», — рассказала Кузнецова.

По словам Кузнецовой, создание первого полностью женского «экипажа» для изоляционных экспериментов является своеобразной «компенсацией» за то, что в космос летало не так много советских и российских женщин-космонавтов. За всю историю космической эры в космос отправились всего четыре российских космонавтки – Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова и Елена Серова, и свыше 40 американских женщин-астронавтов. © . Владимир ПесняПерейти в фотобанк»Луна-2015″: 6 женщин «слетают» туда-обратно без душа, но с шоколадом

«Почему к нам обращаются представители других стран, в том числе НАСА,  Европейское космическое агентство и прочие космические структуры – у нас есть специалисты, которые умеют проводить такие эксперименты, однако они сейчас выходят на пенсию и уходят из жизни. Бесценный опыт теряется, и поэтому такие опыты крайне важны для его закрепления»,  — добавляет Волошин.

Помимо интереса со стороны западных коллег, женский экипаж «Луны-2015» заинтересовал и российских инженеров и ученых, непосредственно участвующих в развитии космической программы. © Фото: НПО имени ЛавочкинаМакет российского аппарата для изучения Луны покажут на МАКС-2015

Похожая статья :  Пуск ракеты Antares с российским двигателем могут перенести на сентябрь

«Одним из главных итогов эксперимента стало то, что была налажена связь между нашим исследовательским институтом и отраслевыми организациями, которые реализуют наши идеи на практике. К примеру, после эксперимента нас пригласили в РКК «Энергия», где сейчас разрабатывается космический корабль «Федерация». Нам показали, как он устроен внутри, где размещается экипаж и прочие элементы», — рассказывает Кузнецова.

Как добавляет Волошин, ИМБП РАН подписал соглашение с РКК «Энергия», и со следующего года мы будем проводить изоляционные эксперименты с сотрудниками корпорации и космонавтами, которые будут отрабатываться в более жестких условиях, в общем, пребывание в таком корабле. Кроме того, участницы проекта посетили макет нового модуля российской МКС.

У космонавта три руки

Сам эксперимент, по словам участников встречи, дает бесценную информацию и возможность проверить то, насколько те или иные приборы, созданные для использования в космосе,  могут работать и в принципе могут быть использованы членами настоящих экипажей.

«Те девушки, которые не прошли отбор, дали нам в «нагрузку» свои эксперименты и приборы, а также инструкции к ним. И не все эксперименты пока идут на борту МКС, и это дало нам возможность отработать связь между специалистом на Земле и испытателем в космосе. Часто получается, что он достает твою коробочку с прибором, открывает инструкцию и ничего не понимает, и становится ясно, что инструкцию нужно доработать»,  — поясняет Кузнецова.

Часть из этих приборов, к примеру, система «КосмоКард», уже были протестированы на реальных космонавтах, в частности, на Геннадии Падалке, герое России, который продолжает удерживать рекорд по продолжительности нахождения в космосе. © . Владимир ПесняПерейти в фотобанкИсточник: «Луна-2015» продлена на день для имитации нештатной ситуации

«В рамках лунного проекта использовались не абы какие эксперименты, а те опыты, которые молодые ученые института ведут с космонавтами на борту МКС. Тут какой важный момент – ученые, которые проводят эксперименты с участием человека,  иногда не очень представляют, как он будет проходить в реальности – сколько времени нужно на то, чтобы надеть или снять все датчики, записать результаты и так далее. У наших девушек появилась возможность надеть на себя шкуру испытателя и обнаружить, что их методика ведения опытов требует наличия третьей руки или требует слишком много времени. Все это экономит время космонавтов на орбите, что очень важно», — объясняет Волошин.

Все это будет еще более важно, как подчеркнул ученый, тогда, когда человечество отправится в экспедицию к Марсу и более далеким мирам. Поддержание связи в таких случаях будет крайне сложной вещью, и отработка всех технологий на Земле будет критически необходима для поддержания здоровья и выживания будущих марсонавтов.

Это особенно важно в контексте того, как объясняет Кузнецова, что «Марс-500» показал, что длительная изоляция и плохая связь  делает таких путешественников все менее склонными связываться с Землей при появлении даже серьезных проблем.

Клуб Мэтта Тэйлора

— Полина, вы, наверное, слышали о ряде публикаций в западной прессе после завершения вашей экспедиции и оглашения первых ее итогов, в которых их авторы обвинили руководителей «Луны-2015» в махровом сексизме? Имела ли подобная дискриминация место или это не так?

Похожая статья :  Физик: телепортация не остановит гонку между хакерами и шифровальщиками

— Честно говоря, я не слышала подобных претензий, только были какие-то странные истории о нашем логотипе. С другой стороны, я могу сказать, что мы лично абсолютно этого не чувствовали,  мы ощутили только то, что руководство нашего института поддержало инициативу молодых ученых, наши исследовательские идеи и помогло нам с реализацией эксперимента. Мы чувствовали только поддержку и одобрение, за что мы ему (руководству) были очень благодарны.

— Марк Уотни, герой киноэпопеи и книги Энди Уира «Марсианин», выращивает на Марсе картошку. Проводились или планируют ли проводиться подобные опыты в экспериментах по изоляции и какие плюсы они могут нести экипажу будущих экспедиций к Луне или красной планете?

— Конечно, в «Марсе-500» уже была оранжерея – у них было отдельное место, где члены экипажа выращивали растения. Схожие оранжереи были и в других изоляционных экспериментах. Наши эксперименты пока не направлены на освоение Луны, однако, к примеру, Марсианское общество обсуждает возможности по терраформированию  Марса и выращиванию растений на его поверхности. © AP Photo/ aptv Ученый из миссии «Розетта» извинился за свою рубашку и заплакал

Кроме того, на МКС есть оранжерея – российскую мы пока только готовим к запуску, однако наши коллеги из США уже выращивают капусту, цветочки – Скотт Келли, как вы помните, выкладывал фотографии астр в прошлом декабре.

Оранжерея с психологической точки зрения очень интересная вещь, потому что она дает людям возможность почувствовать связь хоть с какой-то природной средой в изоляции и абсолютно искусственной среде. Участники наших экспериментов любят оранжереи и они чаще чем нужно туда заходят. Им нравится общение с землей и растениями. Оранжерея, можно сказать, выступает сотрудником психологической поддержки, и их наличие предусмотрено всеми длительными программами полета.

— Когда мы можем ожидать первых результатов и  научных статей по данным, собранным в ходе вашей экспедиции?

— Это сложный вопрос – меня еще ждет просто гигантская кипа видеоматериалов, записанных камерами в ходе девяти дней нашей экспедиции. Их еще предстоит обработать и изучить. В декабре будет проходить конференция молодых ученых в стенах нашего института, где я и мои коллеги расскажем о результатах проделанной работы.