© . Украина
МОСКВА, 9 авг . Спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной были найдены останки троих погибших летчиков, судьба которых долгое время оставалась неизвестной. Журналисты МИА «Россия Сегодня» отправились на родину героев, чтобы рассказать их родственникам о жизни и подвиге погибших.
© Фото: Николай СидоровВ ЛНР захоронят останки двух солдат Великой ОтечественнойВ мае этого года МИА «Россия сегодня» приняло участие в экспедиции Русского географического общества на острова Финского залива. В ходе раскопок были найдены остатки сбитого советского самолета Пе-2, а также останки трех членов экипажа. Как выяснилось позже, двое из трех летчиков родом из Ростова-на-Дону, а третий — Арсений Тыщук — из Украины.
«Все мы занимаемся одним важным делом: сохранением памяти и правды о Великой Отечественной войне, и знаем, что всегда можем рассчитывать друг на друга», — рассказал тогда руководитель поисковой группы РГО Артем Хуторской.
В настоящее время участвует в инициативе по перезахоронению погибших летчиков в Ленинградской области. На церемонию планируется пригласить родственников погибших во время войны летчиков. Один из них — Тыщук Иван Федорович, проживающий в деревне Бандурово Кировоградской области, Украина — племянник погибшего в 1943-м году Арсения Тыщука. Именно к нему мы и отправились, захватив с собой копии документов, обнаруженных при раскопках на острове.
Глухое село
© . Рамиль СитдиковПерейти в фотобанкПропавшими без вести во время ВОВ до сих пор считаются 1,5 млн человекДорога в триста с чем-то километров от украинской столицы до деревни Бандурово выдалась не из легких. Если несколько часов по прямой трассе «Киев-Одесса» раскаленный на палящем солнце автомобиль проехал без проблем, то труднопроходимые проселочные дороги стали для авто настоящим испытанием. Спустя километры по кочкам и выбоинам, мы выехали на узкую дорогу, ведущую в деревню. Особой радости от этого не было — еще полчаса автомобиль трясся по брусчатке, заставляя водителя переживать о сохранности транспортного средства. Что до журналистов, то их гораздо больше заботила встреча с кем-то из родственников погибшего летчика. Ведь, отправляясь в дальнее путешествие, мы имели на руках только телефонный номер местного почтальона, который единственный на все село располагает мобильной связью. Серия длинных гудков, короткий уточняющий разговор и вот мы уже едем по деревне на встречу с почтальоном — на стареньком мопеде она показывает дорогу к хате племянника нашего героя. Несмотря на то, что согласно Википедии, именно в этой забытой Богом деревне в 1958-м году родился один из заместителей премьер-министра РФ Дмитрий Козак, она мало чем отличается от тысяч таких же забытых и заброшенных деревень Украины. Молодежь в поисках лучшей жизни давно разъехалась, а село с несколькими сотнями домов представлено в основном людьми старшего и преклонного возраста.
© . УкраинаДеревня Бандурово, Кировоградской области
Странная встреча
Но вопреки ожиданиям радостной встреча не получилась. Проникновенный рассказ о судьбе давно погибшего летчика и родственника не нашли отклика в сердце племянника, которому перевалило за седьмой десяток.
«Да зачем мне его документы?», — неожиданно для нас заявил Иван Тихонович на предложение посмотреть папку с регалиями родственника. «Я вообще мало что о нем помню. Да, дед и бабка рассказывали, что он пропал без вести, вот, и все, мы не особо дружили с его семьей. Ну, всего вам доброго, а мне надо работать», — и на этом дед закрыл калитку.
© . УкраинаРодственник советского летчика Арсения Тыщука погибшего во время Великой Отечественной войны
Понимая, что вот так просто поездка за сотни километров может оказаться напрасной, а цель командировки не выполненной, мы еще с полчаса пытались найти хоть какую-то зацепку, и оказались вознаграждены за упорство. Сопровождавшая нас почтальон неожиданно и, очевидно, что для себя самой, вспомнила, что в деревне есть женщина, которую тоже считают родственницей Арсения Тыщука.
Боль родителей
Километр-два по селу и вот, расположившись под увесистой яблоней, мы слушаем рассказ внучатой племянницы Арсения Тыщука Софии Ковальчук (в девичестве Тыщук). С неподдельным интересом рассматривая сканы документов родственника, она делится обрывками воспоминаний. Хотя, их, понятное дело, не много.
«Когда я была еще маленькой, родители Арсения Федоровича, дед Федор и Баба Феодосия рассказывали о том, что их сын совсем молодым парнем ушел на войну и пропал без вести», рассказала она. «После того как война закончилась, они несмотря на то, что у них было еще трое детей, продолжали поиски своего сына — делали запросы, писали письма в разные инстанции. В общем, по-настоящему переживали о том, что случилось с Арсением и какова его судьба. Тем не менее, ничего узнать о сыне так и не получилось — никакой информации о нем не было, и они где-то в середине 1960-тых так и умерли в тоске и неведении. После них какое-то время поиском хоть каких-то известий занималась сестра Арсения, Александра, но и ей тоже не удалось что-нибудь узнать о брате».
По словам женщины, с тех пор прошло уже больше тридцати лет, а те, кого, возможно, и волновала судьба погибшего летчика, сами давно покинули этот мир. Поэтому можно только представить, как сильно удивились те оставшиеся редкие и очень дальние родственники, когда их известили, что в России спустя 70 лет отыскали останки Арсения Тыщука.
© . УкраинаРодственница советского летчика Арсения Тыщука погибшего во время Великой Отечественной войны
«Недавно нам позвонили с Москвы, сказали, что вышлют нам коробочку с костьми погибшего, одеждой, орденами, чтобы мы смогли похоронить его останки. Мы ждали-ждали, прошло время, и в итоге нам сообщили, что из-за политической обстановки из России в Украину не будут ничего высылать», — говорит София.
«Из Тыщуков в деревне остались только я да Иван, который хоть и считает себя родственником, говорит, что это все ему не надо. Я часто с ним спорила — ведь некоторые даже чужих людей хоронят, почему ж мы не интересуемся, пусть и дальним, но все-таки родным человеком. Как ни крути, одно дело, когда человек просто пропал без вести и когда погиб геройской смертью. Теперь на кладбище возле могилы его родителей мы поставим крест, может, их души хоть теперь успокоятся. Да и в церкви теперь можно будет ставить свечки за упокой, ведь раньше никто не знал — жив он или умер, Царствие ему небесное».